В небе сияет Солнце, глядящее на тебя спокойно и строго. Внизу – мирный пейзаж. Во многих вариантах на этой карте изображается ребенок (или дети) на ф...
Карта изображает Ангела, трубящего с наступлением дня Страшного Суда. Внизу – отверстые могилы, из которых восстают люди. (Поэтому в Египетском Таро о...
Огромная круглая Луна ярко освещает землю и реку. Внизу воют собака и волк; в воде часто помещают изображение рака или рыб. От реки к горизонту ведет...
Красивый юноша подвешен за правую ногу на Т-образном кресте, сколоченном из свежесрубленных деревин. Руки его связаны за спиной – казалось бы, он долж...
Обычно эта карта изображает женщину, одетую или обнаженную, стоящую на одном колене перед водоемом. В руках у нее тоже два кувшина, но вода не перелив...
Этейлла, стремившийся приспособить гадание на картах Таро ко вкусам современников, разработал довольно громоздкую систему, основанную на особых “прори...

Детские игры: гадание. Склонность детей к таким таинственным процедурам естественна

Краткое описание: 
Кто из нас в детстве не запирался с друзьями в темной комнате (как вариант – залезал под какой-нибудь стол, занавешенный непроницаемым одеялом) и не занимался там «вызываниями» различных таинственных персонажей, добрых и не очень? Особенно часто такие ритуалы практиковались в пионерлагерях, где секретничать по ночам, нарушая режим, было делом чести.
Изображение: 
Детские игры: гадание. Склонность детей к таким таинственным процедурам естественна

 Кто из нас в детстве не запирался с друзьями в темной комнате (как вариант – залезал под какой-нибудь стол, занавешенный непроницаемым одеялом) и не занимался там «вызываниями» различных таинственных персонажей, добрых и не очень? Особенно часто такие ритуалы практиковались в пионерлагерях, где секретничать по ночам, нарушая режим, было делом чести. 

Детская магические игры (гадания, «вызывания», «секретики») стала объектом внимания исследователей культуры совсем недавно – в конце прошлого века. Тогда же вышло в свет двухтомное издание под названием «Школьный быт и фольклор», в котором были опубликованы рассказы малолетних мистиков из разных городов и весей Советского Союза.

Склонность детей к таким таинственным процедурам естественна – им так хочется переступить через границу реальности и оказаться на время «по ту сторону». Именно поэтому они так любят рассказывать друг другу страшилки, сюжетом которых является вторжение мрачных сверхъестественных сил в привычный быт. Это истории про злонамеренный «черный тюльпан», «кровавое пятно», «черное пианино», «красную руку» и «гроб на колесиках». Кроме того, у ребенка часто возникает желание интерактивного общения с «другим миром» и его фантастическими обитателями.
 
Для этого взаимодействия он обычно использует обрядовые предметы: зеркальце, шоколадную конфету, одеколон, губную помаду, яблоки и др. Особенно часто применяется зеркало: его завораживающая способность создавать копию реальности, издавна побуждала мистически настроенных граждан считать этот посеребренный лист стекла входом в иное, инвертированное измерение (вспомните хоть повесть о приключениях Алисы в Зазеркалье). А ребенку, с его живым воображением и не закостеневшей пока картиной мира, граница между «здесь» и «там» представляется особенно тонкой и преодолимой.

Интересно, что дети часто называют «вызывалки» гаданиями – для них эти 2 понятия практически идентичны. И то и другое является способом получить «оттуда» некое знание (гадание на суженого с помощью зеркала) или даже предмет (вызов Мармеладного Гнома).

Таким образом, в ядре магической практики современных детей лежит желание самостоятельного управляемого контакта с таинственным и опасным «другим» миром. Древнее колдовское искусство трансформируется в игру (некоторые ученые даже придумали специальный термин «игровая магия»). На формирование игровой магии большое влияние оказывает фольклор, литература, СМИ и прочие факторы. Неслучайно в списке «вызываемых» персонажей наряду с порождениями детской фантазии (Жвачный Король, Мармеладный Гном, Лунный Человечек) оказываются герои фильмов, сказок, мультиков и книг (Пиковая Дама, Золушка, Белоснежка, Русалочка).

Часто при «вызове» мифологического существа ребенком движет не только любопытство, но и желание получить нечто материальное – например, у Мармеладного или Шоколадного Гнома можно попросить сладости, а у Жвачного Короля – баббл-гам (особенно вожделели этот «атрибут цивилизации» советские дети).
 
Способы «гадания» в целом похожи и различаются только деталями. Например, для того, чтобы вызвать Жвачного Короля следовало взять зеркальце и повторять: «Жвачный Король, появись!», а когда он придет и начнет бегать по потолку и стенам, попытаться схватить хотя бы одну жвачку.

В ритуале могут принимать участие от одного до нескольких человек, при этом необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, «вызывать» надо в темное время суток (желательно – в полночь, которая связана с понятием «перехода, «границы»). Во-вторых, место должно быть «опасным»: темная комната или другое помещение, предпочтительно – баня, подвал, чердак и т.п. Чтобы все получилось, нужно следовать определенному этикету и не нарушать запреты.

Например, при «вызывании» некоторых персонажей нельзя разговаривать или употреблять какие-то выражения и слова, смеяться, включать свет, шуметь. Чтобы обезопасить себя от злых сил, дети держат наготове платок (его накидывают на зеркало в случае «опасности»), очерчивают место «гадания» мелом или огарком свечи, втыкают в стену булавку.

Иногда гадальщики кормят вызываемое существо, с целью его задобрить. Кроме того, совместная трапеза как бы служит ритуалом, объединяющим представителей разных миров, символом их соглашения о дружбе и сотрудничестве. На зеркало кладут обрядовую пищу и произносят заклинание. Интересно, что еда может быть как настоящей (обычно это шоколадные конфеты, апельсины, молоко, хлеб), так и нарисованной. Доказательством визита обычно служат знаки на пище: крошечные следы, отпечатки пальцев, надкусы, частичное или полное исчезновение угощения.

Чтобы пригласить в гости Пиковую Даму или Золушку, используют рисунки: на зеркале помадой или маркером изображают лесенку или дорожку. Перед этим его поверхность протирают одеколоном или духами. Образ лестницы имеет глубокий смысл – она является объединяющим звеном между мирами, лежащими по разные стороны зеркального стекла. Один мир при этом мыслится как верхний (из него нужно спуститься), другой – как нижний.
 

Персонажи делятся на отрицательных и положительных. Например, Пиковая Дама – это олицетворение темных сил и мрачных намерений (это объяснимо, если вспомнить ее роль в одноименной повести Пушкина). Она появляется из зеркала, после того, как ребенок долго и напряженно в него вглядывался. Каждый из участников действа видит ее по своему – одному она является в виде облака тумана, из которого постепенно формируется фигура женщины, другому – из черного, либо белого пятна. Чтобы избавиться от ее присутствия, нужно воскликнуть: «Пиковая Дама, сгинь!».

Положительных персонажей в детской магии гораздо больше… и слава Богу.



Готовый файл: 
 иконка (0 downloads)
Видео: